Вторник, 21.05.2024, 19:11
МДОУ детский сад №2 ''Василёк '&

 Каталог статей

Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [14]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Главная » Статьи » Мои статьи

Анализ занятия в дошкольном образовательном учреждении
Взято из материалов сайта РЦ


Методические
рекомендации
«Анализ занятия в дошкольном образовательном учреждении»

2008 год

Введение
Изменения, происходящие в обществе, стремительны и кардинальны. Они не обходят стороной образовательные учреждения.
С введением принципа дифференцированной оплаты труда специалистов различных квалификационных категорий, основным критерием оценки является профессиональная компетентность педагогов.
На сегодняшний день приобретает актуальность такой механизм как аттестация. Данный процесс с одной стороны позволяет повысить престиж и сохранить компетентных специалистов, а с другой стороны- один из видов повышения квалификации.
Методические рекомендации помогут заместителю заведующей, курирующей аттестующихся педагогов в учреждении эффективно осуществлять функцию контроля за специально организованной деятельностью воспитанников.
Цель методических рекомендаций – конкретизировать имеющийся опыт организации контроля за деятельностью педагога.
В соответствии с действующими нормативными документами на территории Самарской области – Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом министерства образования РФ от 26.06.200г. №1908, и « Форм и процедур аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования Самарской области», утвержденных приказом от 10.04.2007г. №21-од проводится экспертная оценка уровня профессиональной компетентности и результативности педагогической и управленческой деятельности.
Каждый аттестующийся педагог может выбрать форму аттестации самостоятельно, это может быть портфолио, или собеседование по материалам портфолио. В системе критериев оценки результативности деятельности педагога, доминирующая роль отводится результативности.
С 2008г. в соответствии с критериями оценки портфолио по должности «воспитатель» в п.8 педагог, претендующий на высшую квалификационную категорию должен представить разработки 2-х открытых занятия, на первую квалификационную категорию-1открытое занятие. Таким образом, на администрацию образовательного учреждения ложится большая ответственность в подготовке аналитических материалов.
Надеемся, что представленные материалы помогут руководителям образовательных учреждений в проведении административного контроля, а также в его оформлении.

Глава 1. Занятие как форма организации обучения в дошкольном образовательном учреждении
Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:

Формы организации обучения Особенности
Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая
(индивидуально-коллективная)
Группа делится на подгруппы.
Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера.
Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. В школе может быть организована кружковая работа, дополнительные индивидуальные занятия, в ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
Между тем, общепризнанным является факт, что ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие, а в школе – урок.
Сравнивая урок в школе и занятие в ДОУ, можно выделить следующие признаки сходства:
1. Одна и та же сущность: управление познавательной деятельностью детей, вооружение их знаниями и умениями и одновременное всестороннее воспитание. Обучение и в школе, и в ДОУ ведется по программам.
2. Четкая и строгая организация: всегда одно и то же время, четкое расписание, обязательность обучения для каждого ребенка, коллективная работа педагога со всеми детьми над одним и тем же материалом.
Наряду с таким сходством со школьным обучением, дошкольное обучение имеет свои особенности:

ШКОЛА ДОУ
Содержание обучения
В школе идет предметное обучение, ученики овладевают основами наук, знания даются в строгой научной логике.
В содержание школьного обучения входит также вооружение учащихся довольно сложными практическими умениями умственного труда: решение математических задач, написание сочинений, диктантов, составление схем, работа с книгой (чтение, конспектирование, цитирование). Содержание обучения в ДОУ проще. Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе.
Форма организации
а) по длительности:
4 – 6 уроков по 40 мин.
б) по структуре:
- организационный момент;
- проверка и оценка домашнего задания;
- сообщение нового материала или фронтальная проверка знаний (контрольная работа);
- закрепление изученного;
- задание на дом а) по длительности:
2 – 3 занятия в день длительностью от 10 до 35 мин.
б) по структуре:
- организационный момент;
- начало занятия (установки к ходу занятия);
- ход занятия;
оценка деятельности детей, подведение итогов (конец занятия).
Нет оценки знаний по 5-балльной системе, оценка только словесная, нет домашних заданий, нет контрольных работ.
Применяемые методы и приемы
В школе преобладают словесные и практические методы в сочетании с наглядными и игровыми. В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Различия в обучении в школе и в ДОУ диктуются возрастными особенностями детей. Эти различия необходимо учитывать в работе.
Кроме того, при организации обучения детей в ДОУ и проведении занятий педагогам необходимо учитывать следующие требования:
• Не следует смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
• Занятия должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания.
• Широко использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные) и игровые приемы, дидактический материал.
• Занятия в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям.
• Занятия следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности).
• В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.
Классификация занятий в ДОУ

Основание классификации Название
Дидактическая задача 1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
3. Занятия творческого применения знаний и умений;
4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
Содержание знаний
(раздел обучения) 1. Классические занятия по разделам обучения;
2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности:
Структура классического занятия

Структурный компонент Содержание
Начало занятия Предполагает организацию детей:
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
Ход (процесс) занятия Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание занятия Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Особым видом занятий являются экскурсии. Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве. При этом необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.
Структура экскурсии традиционно является следующей:

Структурный компонент Содержание
Подготовительный этап Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.).
Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация)
Ход экскурсии Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания.
Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение.
В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх).
В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.
Послеэкскурсионная работа Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)

Триединая задача занятия
Образовательная: повышать уровень развития ребенка
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Схемы анализа уроков
Схема наблюдений— условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающая четкую, последовательную фиксацию хода занятия и последующий его анализ.
Схемы составляются исходя из целей посещения занятий, специфики организации учебного процесса образовательного учреждения.

Анализ занятия
Общие сведения:
• дата проведения занятия,
• группа,
• фамилия, имя, отчество воспитателя;
• тема занятия,
• задачи.

I. Анализ целей занятия
1. Оценка правильности и обоснованности определения воспитателем задач образования, воспитания и развития воспитанников.
2. Учет при определении целей занятия его места с системе занятий.
П. Содержание занятия
1. Обстоятельность, научная достоверность и доказательность изложения материала. Соответствие содержания урока требованиям учебных программ.
2. Полнота и четкость определения понятий, выделение главного объекта прочного усвоения.
3. Включение в содержание темы достижений науки и техники, других явлений современности.
5. Реализация принципа политехнизма, раскрытие значения знаний для практики, их применения на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений.
6. Эффективность использования материала темы для формирования мировоззрения, нравственного, трудового, эстетического воспитания.
7. Выбор и применение воспитателем разнообразных источников получения знаний.
III. Методика проведения урока
1. Соответствие использованных методов цели и содержанию занятия, эффективность их применения, интересные моменты и неудачи в работе педагога.
2. Развитие познавательной активности воспитанников, организация самостоятельной работы, наличие элементов исследовательской деятельности, привитие воспитанникам интереса к знаниям.
3. Воспитательная эффективность использованных методов обучения, а также самой организации работы на занятие.
4. Методика и эффективность использования на занятии наглядности, технических средств обучения.
IV. Организация занятия
1. Тип и структура занятия, их соответствие цели, содержанию и методам.
2.Организационная четкость, рациональное распределение и использование учебного времени;
4. Ознакомление воспитанников с темой, планом и конкретными заданиями ; подведение итогов занятия.
5. Мотивация воспитанников на занятии, их прилежание и заинтересованность.
V. Соблюдение воспитателем психолого-педагогических, этических и санитарно-гигиенических требований к занятию.
1. Соблюдение педагогического такта, норм
педагогической этики.
2. Морально-психологический климат на занятии.
3. Собранность и внимательность педагога на занятии, его самообладание, стиль и тон в его работе. Внешний вид, манеры поведения.
4. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность педагога.
Выводы и предложения
1. Общая оценка занятия по его результативности: образовательной и воспитательной эффективности, содействию общему развитию воспитанников.
2. Краткая характеристика основных достоинств и недостатков.
3. Рекомендации педагогу.

Категория: Мои статьи | Добавил: Пальма (28.03.2009)
Просмотров: 50669 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 4.2/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: